
Образы в искусстве
Русские фарфоровые пасхальные яйца
Подарок в виде фарфорового пасхального яйца со временем стал русской традицией.
Чем их только не украшали: драгоценными камнями, слоновой костью, золотом и серебром среди богатых людей, росписью и резьбой у бедных.
Первые фарфоровые писанки создал изобретатель русского фарфора, Дмитрий Виноградов.
Они были сделаны для императора к Пасхе в 1749 году на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге.
С этого года завод создавал пасхальные яйца из фарфора для «христосования» членов королевской семьи.
С 20-х годов девятнадцатого века частные фабрики Российской Империи также начали выпуск подобной продукции ввиду большой популярности.
Яички делали подвесными со сквозным отверстием. В него продевалась лента, вверху делалась петля, а внизу лента завязывалась бантом.
С 18 по 19 века начался настоящий бум на данный товар, как впрочем, и на весь фарфор. Роспись таких яиц использовала все новинки живописи.
Сюжеты были разными: от обычной росписи до видов храмов и копий картин известных западноевропейских мастеров.
В конце 19 века роспись выполняли известный иконописец, О. Чириков и архитектор А.Каминский.
Основу коллекции Государственного исторического музея составляют яйца Императорского фарфорового завода.
Данное украшение было не только богатым, но и памятным подарком.
Яйцо пасхальное с изображением Воскресения.
Императорский фарфоровый завод. 3-ья четверть XVIII века, Государственный Исторический музей
Художники Оружейной палаты выполняли пасхалки из дерева или слоновой кости еще в с XVII в.
После изобретения фарфора к каждой Пасхе на Императорском фарфоровом заводе с 1749 по 1917 г.
Изготавливались писанки с росписью и предназначались членам царской семьи «на раздачу» при христосовании.
Пасхалка с изображением Тайной вечери.
Частные фарфоровые заводы. 1830-е гг. Государственный Исторический музей
Роспись скопирована с гравюры, воспроизводящей композицию Фрески Леонардо да Винчи из трапезной монастыря Санта-Мария делль Грацие в Милане.
Репродукции картин мастеров итальянского Возрождения пользовались огромной популярностью в России XIX века.
Часто они воспроизводились и в примитивных печатных картинках лубочного типа, одна из которых и послужила образцом для росписи яйца.
Писанка с видом Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Фарфоровые заводы Гжели. Середина 1830-х гг. Государственный Исторический музей.
Это не культовый предмет, а скорее светский подарок. Вот почему часто такие писанки украшали картинками, тематически не связанными с праздником Пасхи.
На данном экземпляре изображена Дворцовая площадь с «Александрийским столпом» — памятником Александру I, воздвигнутом в 1934 году.
Оно было и пасхальным подарком, и одновременно напоминало о посещении Петербурга с его новой достопримечательностью.
Яйцо пасхальное с изображением Богоматери с младенцем. Императорский фарфоровый завод. Середина XIX века. Государственный Исторический музей
Роспись выполнена по репродукции картины Рафаэля Санти «Мадонна Грандука».
В русском искусстве XIX века мадонны Рафаэля часто копировались в различных материалах и техниках, в том числе в миниатюрной живописи по фарфору.
Особенно славился своими воспроизведениями картин старых мастеров Императорский фарфоровый завод.
Пасхалка с изображением святого Константина. Императорский фарфоровый завод. Середина XIX в. Государственный Исторический музей
Роспись выполнена по образу, исполненному художником Х.Дузи для Исаакиевского собора в Петербурге, строительство и освящение которого в 1859 году стало событием государственного значения.
Мозаики, фрески и иконы собора, созданные ведущими мастерами исторического жанра середины XIX века в течение многих лет служили образцами в русском официальном религиозном искусстве.
На Императорском фарфоровом заводе яйца с копиями изображений святых из Исаакия производились с конца 1840-х по 1880-е годы.
Писанка с видом на Никоновский залив у о. Валаам. Императорский фарфоровый завод. 1863-1864 гг. Государственный Исторический музей
Образцом для росписи послужил лист из альбома литографий «Собрание видов местностей острова Валаама, рисованных с натуры художником П.И.Балашевым...», изданного в Санкт-Петербурге в 1863 году.
Прекрасное издание видов монастыря, выполненное с использованием лучших достижений полиграфического искусства того времени, легло в основу заказа на серию пасхальных яиц-сувениров, связанных со знаменитым местом паломничества.
Яйцо пасхальное с изображением Успения Богоматери. Императорский фарфоровый завод. Конец1880-х гг. Государственный Исторический музей
Среди фарфоровых яиц Императорского завода самыми дорогими были крашенки «с двунадесятыми праздниками и живописью святых».
Роспись одного экземпляра занимала у живописца 40 дней работы, и стоило такое яйцо 75 рублей (зарплата высококвалифицированного рабочего на заводе или подпоручика в армии за месяц).
Регламент представления предмета искусства этой категории ко двору был строго определен: к каждой Пасхе император и императрица получали по сорок-пятьдесят штук, великие князья по три, а великие княгини — по два.
Писанка с вензелем императора Александра III. Императорский фарфоровый завод. 1880-е-начало 1890-х гг. Государственный Исторический музей
При Александре III и Николае II завод выпускал к Пасхе по 100, а затем и по 200 яиц «с вензелевым изображением их императорских величеств государя императора и государыни императрицы».
Совершенство изготовления было главным критерием качества.
Этим изделиям, выполняющим роль официальных подарков, уделялось особое внимание.
Яйцо пасхальное с надписью «Христос Воскресе».
Частные фарфоровые заводы. Последняя четверть XIX века. Государственный Исторический музей
Букет ландышей, использованный в декоре, имеет здесь особое значение.
Ландыш - символ чистых слез Богоматери, пролитых ею у подножия кресла.
Окрасившись кровью Христа, белые цветки превратились в красные ягоды.
Изображение напоминает об искупительной жертве Спасителя.
Пасхалка с изображением святого Алексия, митрополита Московского. Императорский фарфоровый завод. 1890-е гг. Государственный Исторический музей
В 1887 г. московским иконописцем Осипом Семеновичем Чириковым, работавшим в старой иконописной манере, был завершен заказ на серию образцов «живописи святых и двунадесятых праздников».
Яички, исполненные по этим образцам (как и данный экземпляр), являются лучшими среди всех фарфоровых яиц, созданных на Императорском фарфоровом заводе.
Писанка с изображением креста
Императорский фарфоровый завод. 1890-е гг. Государственный Исторический музей
Эскиз композиции, использованный в росписи, был выполнен московским архитектором Александром Степановичем Каминским в 1890 году.
Он представлял собой специальный заказ на роспись оборотных сторон фарфоровых изделий с «живописью святых».
Эскизы Каминского предназначались для самых дорогих яиц Императорского завода.
Яйцо пасхальное с изображением святой Марии Магдалины. Императорский фарфоровый завод. 2-я половина 1890-х гг. Государственный Исторический музей
Роспись является копией образа, созданного художником Виктором Михайловичем Васнецовым.
Он придумал её для главного алтаря собора Св. Владимира в Киеве, освященного в 1896 году.
Иконография изображения необычна:
Мария Магдалина представлена с сосудом для миры (ладанкой) и красным яичком— вестью о Воскресении Христовом.
Пасхалка с изображением святого Серафима Саровского. Императорский фарфоровый завод. Около 1903 года. Государственный Исторический музей
Преподобный Серафим Саровский — один из самых почитаемых святых русской православной церкви.
Он был канонизирован в январе 1903 года, мощи его прославлены 19 июля 1903 года в Сарове в присутствии Николая II и императрицы Александры Федоровны.
Августейшее паломничество к мощам увеличило веру в его чудеса и способствовало созданию особого культа Серафима Саровского.
Писанка с вензелем великой княгини Елизаветы Федоровны. Императорский фарфоровый завод. 1916 год. Государственный Исторический музей
Великая княгиня Елизавета Федоровна, сестра императрицы Александры Федоровны, в 1909 году приняла пострижение и стала первой настоятельницей Марфо-Мариинской обители в Москве.
Известна ее широкая благотворительная деятельность в пользу раненых воинов в период Первой Мировой войны.
К этому времени относится так называемое «лазаретное» яйцо, предназначенное для подарков раненым.
Оно оставлено белым, так как этот цвет — символ обители и ее сестер милосердия.
Яйцо пасхальное с Российским государственным гербом. Императорский фарфоровый завод. 1915-1916 гг. Государственный Исторический музей
Во время Первой Мировой на Императорском фарфоровом заводе выпуск данных вещиц увеличился с 5 000 штук в 1914 году, до 9 500 штук в 1915-м и до 15 000 штук в 1916 году.
Большая часть их создавалась для христосования с низшими чинами в действующей армии и посылок на фронт.
На них изображался вензель императора, государственный герб, а также орден Святого Георгия (георгиевский крест).
Благодаря этому яичко становилось знаком отличия и приобретало наградной характер.

Первые фарфоровые писанки создал изобретатель русского фарфора, Дмитрий Виноградов.
Они были сделаны для императора к Пасхе в 1749 году на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге.

С 20-х годов девятнадцатого века частные фабрики Российской Империи также начали выпуск подобной продукции ввиду большой популярности.
Яички делали подвесными со сквозным отверстием. В него продевалась лента, вверху делалась петля, а внизу лента завязывалась бантом.
Оно вешалось под икону, в угол.

Сюжеты были разными: от обычной росписи до видов храмов и копий картин известных западноевропейских мастеров.
В конце 19 века роспись выполняли известный иконописец, О. Чириков и архитектор А.Каминский.
Основу коллекции Государственного исторического музея составляют яйца Императорского фарфорового завода.
Они дарились самим императором или членом императорской семьи в Пасху за серьезные заслуги перед семьёй или Отечеством.
Данное украшение было не только богатым, но и памятным подарком.

Императорский фарфоровый завод. 3-ья четверть XVIII века, Государственный Исторический музей
Художники Оружейной палаты выполняли пасхалки из дерева или слоновой кости еще в с XVII в.
После изобретения фарфора к каждой Пасхе на Императорском фарфоровом заводе с 1749 по 1917 г.
Изготавливались писанки с росписью и предназначались членам царской семьи «на раздачу» при христосовании.

Частные фарфоровые заводы. 1830-е гг. Государственный Исторический музей
Роспись скопирована с гравюры, воспроизводящей композицию Фрески Леонардо да Винчи из трапезной монастыря Санта-Мария делль Грацие в Милане.
Репродукции картин мастеров итальянского Возрождения пользовались огромной популярностью в России XIX века.
Часто они воспроизводились и в примитивных печатных картинках лубочного типа, одна из которых и послужила образцом для росписи яйца.

Это не культовый предмет, а скорее светский подарок. Вот почему часто такие писанки украшали картинками, тематически не связанными с праздником Пасхи.
На данном экземпляре изображена Дворцовая площадь с «Александрийским столпом» — памятником Александру I, воздвигнутом в 1934 году.
Оно было и пасхальным подарком, и одновременно напоминало о посещении Петербурга с его новой достопримечательностью.

Роспись выполнена по репродукции картины Рафаэля Санти «Мадонна Грандука».
В русском искусстве XIX века мадонны Рафаэля часто копировались в различных материалах и техниках, в том числе в миниатюрной живописи по фарфору.
Особенно славился своими воспроизведениями картин старых мастеров Императорский фарфоровый завод.

Роспись выполнена по образу, исполненному художником Х.Дузи для Исаакиевского собора в Петербурге, строительство и освящение которого в 1859 году стало событием государственного значения.
Мозаики, фрески и иконы собора, созданные ведущими мастерами исторического жанра середины XIX века в течение многих лет служили образцами в русском официальном религиозном искусстве.
На Императорском фарфоровом заводе яйца с копиями изображений святых из Исаакия производились с конца 1840-х по 1880-е годы.

Образцом для росписи послужил лист из альбома литографий «Собрание видов местностей острова Валаама, рисованных с натуры художником П.И.Балашевым...», изданного в Санкт-Петербурге в 1863 году.
Прекрасное издание видов монастыря, выполненное с использованием лучших достижений полиграфического искусства того времени, легло в основу заказа на серию пасхальных яиц-сувениров, связанных со знаменитым местом паломничества.

Среди фарфоровых яиц Императорского завода самыми дорогими были крашенки «с двунадесятыми праздниками и живописью святых».
Роспись одного экземпляра занимала у живописца 40 дней работы, и стоило такое яйцо 75 рублей (зарплата высококвалифицированного рабочего на заводе или подпоручика в армии за месяц).
Регламент представления предмета искусства этой категории ко двору был строго определен: к каждой Пасхе император и императрица получали по сорок-пятьдесят штук, великие князья по три, а великие княгини — по два.

При Александре III и Николае II завод выпускал к Пасхе по 100, а затем и по 200 яиц «с вензелевым изображением их императорских величеств государя императора и государыни императрицы».
Совершенство изготовления было главным критерием качества.
Этим изделиям, выполняющим роль официальных подарков, уделялось особое внимание.

Частные фарфоровые заводы. Последняя четверть XIX века. Государственный Исторический музей
Букет ландышей, использованный в декоре, имеет здесь особое значение.
Ландыш - символ чистых слез Богоматери, пролитых ею у подножия кресла.
Окрасившись кровью Христа, белые цветки превратились в красные ягоды.
Изображение напоминает об искупительной жертве Спасителя.

В 1887 г. московским иконописцем Осипом Семеновичем Чириковым, работавшим в старой иконописной манере, был завершен заказ на серию образцов «живописи святых и двунадесятых праздников».
Яички, исполненные по этим образцам (как и данный экземпляр), являются лучшими среди всех фарфоровых яиц, созданных на Императорском фарфоровом заводе.

Императорский фарфоровый завод. 1890-е гг. Государственный Исторический музей
Эскиз композиции, использованный в росписи, был выполнен московским архитектором Александром Степановичем Каминским в 1890 году.
Он представлял собой специальный заказ на роспись оборотных сторон фарфоровых изделий с «живописью святых».
Эскизы Каминского предназначались для самых дорогих яиц Императорского завода.

Роспись является копией образа, созданного художником Виктором Михайловичем Васнецовым.
Он придумал её для главного алтаря собора Св. Владимира в Киеве, освященного в 1896 году.
Иконография изображения необычна:
Мария Магдалина представлена с сосудом для миры (ладанкой) и красным яичком— вестью о Воскресении Христовом.

Преподобный Серафим Саровский — один из самых почитаемых святых русской православной церкви.
Он был канонизирован в январе 1903 года, мощи его прославлены 19 июля 1903 года в Сарове в присутствии Николая II и императрицы Александры Федоровны.
Августейшее паломничество к мощам увеличило веру в его чудеса и способствовало созданию особого культа Серафима Саровского.

Великая княгиня Елизавета Федоровна, сестра императрицы Александры Федоровны, в 1909 году приняла пострижение и стала первой настоятельницей Марфо-Мариинской обители в Москве.
Известна ее широкая благотворительная деятельность в пользу раненых воинов в период Первой Мировой войны.
К этому времени относится так называемое «лазаретное» яйцо, предназначенное для подарков раненым.
Оно оставлено белым, так как этот цвет — символ обители и ее сестер милосердия.

Во время Первой Мировой на Императорском фарфоровом заводе выпуск данных вещиц увеличился с 5 000 штук в 1914 году, до 9 500 штук в 1915-м и до 15 000 штук в 1916 году.
Большая часть их создавалась для христосования с низшими чинами в действующей армии и посылок на фронт.
На них изображался вензель императора, государственный герб, а также орден Святого Георгия (георгиевский крест).
Благодаря этому яичко становилось знаком отличия и приобретало наградной характер.
Императорский фарфоровый завод действует и в наше время, производит интересную керамику в традиционном русском стиле.